Меню

Любые проблемы и болезни - это свернутые крылья за спиной!

"Как угасают миры". Онкология с точки зрения психосоматики, часть 2.

Все, что есть – лишь этот удивительный танец печали и радости, рождения и смерти, близости и одиночества...
Лишь этот загадочный танец, по имени Жизнь.
Танцуя, есть риск оказаться неловким, утратить свой ритм, с кем-то столкнуться.
Есть выбор и право выйти из круга и просто смотреть на других.
Но единственный способ обучения танцу – Танец.
И единственный способ обучения жизни – Жизнь...
В.Гусев

Как уже говорилось в предыдущей статье, одной из причин возникновения онкологического заболевания является чувство обиды (и вины).

И именно чувство вины/ обиды является триггером к развитию онкологии. 
Обида содержит в себе послание "ты поступил неправильно", вина- " я не должен был поступать так". 

Печаль в том, что зачастую не всегда есть возможность наладить диалог с обидчиком/ тем, перед кем есть чувство вины ( допустим, когда с этим человеком связь потеряна и/ или этого человека уже нет в живых). И тогда, продолжая метафору В.Гусева, человек "выходит из круга" танцующих, отходит ближе к стене и просто наблюдает за тем, как вальсируют другие, замыкаясь в собственной вине/обиде, которая становится всё более токсичной день ото дня.

Рискну сказать, что именно эти чувства не только фиксируют человека впрошлом, но и искажают восприятие действительности: жизнь воспринимается через линзу прошлой травматизации, которая не имеет никакого отношения к моменту " сейчас", превращая обыденность в ад.

Ещё одной задачей в работе с онкологически больным человеком я вижу в помощи формирования более гибкого восприятия травматических событий и их меньшей эмоциональной окрашенности ( отсутствии фиксации на болезненных переживаниях) и возможности оказаться в моменте " здесь и сейчас", из которого можно двигаться в будущее.. Превратить фрустрацию (обиду/вину, непрожитое горе) из кособоких движений в подлинный танец.. Помочь человеку увидеть ситуацию с другой стороны, тем самым превратив " чёрно-белое мышление" в радугу. 

Да, это непростые задачи, которые будет проходить красной нитью в процессе всей терапии, но, на мой взгляд, оно того стоит.

Для подобной работы я предложила бы к рассмотрению следующий алгоритм, который можно использовать в психотерапевтической работе с онкологией или обычной жизни, когда есть симптом и (или) чувство вины-обиды, от которого хочется быть свободным.

АЛГОРИТМ 1 (если вы обижены или есть симптом, который связан с этим чувством).


Шаг 1. Закойте глаза ( или останьтесь с открытыми) и сместите фокус внимания в телесные ощущения. Что происходит в вашем теле сейчас, как ощущается ваш симптом/чувство обиды?

Шаг 2. Вспомните ситуацию и человека, который вас обидел. Что именно он сказал или сделал?

Шаг 3. А теперь на секундочку допустите такую возможность: то, что сказал или сделал обидчик, было именно то, о чём вы его просили.( Если посмотреть на это с точки зрения трансперсонального или эзотерического подхода, то ваша душа попросила душу оппонента сделать то, что было сделано). Понимаю, что звучит странно и неприятно, но вдруг получится?!

Шаг 4. Далее мысленно обратитесь к себе и продолжите фразу : "Это было сделано для того, чтобы я..." Услыште или почувствуйте ответ: чему научила вас эта ситуация, что ценного вы приобрели с помощью неё? Возможно, это будут какие-то новые ваши личностные качества (ощущение собственной силы, способности сопереживать, возможности доверять себе и опираться на себя); возможно, в вашей жизни появились новые значимые люди или вы увидели ценность тех, кто оставался с вами; возможно, вы открыли новые грани и таланты в себе? (Критерий того, что фраза не "от головы"- физическое ощущение тепла).

Шаг 5. Ответ получен. Если хочется, можно поблагодарить оппонента за данный "урок". 
Если- нет, не страшно. Теперь снова обратите внимание на симптом или интенсивность переживания обиды, которые были изначально. В результате проделанной техники они должны уйти/стать менее проявленными. Отметьте этот момент. Сделайте пару глубоких вдохов и возвращайтесь обратно. Как вы ощущаете себя сейчас? Что изменилось в вашем восприятии изначальной ситуации?

АЛГОРИТМ 2 (если вы чувствуете вину или есть симптом, связанный с ней).

Шаг 1. Закойте глаза ( или останьтесь с открытыми) и сместите фокус внимания в телесные ощущения. Что происходит в вашем теле сейчас, как ощущается ваш симптом/чувство вины? 
Шаг 2. Вспомните ситуацию и человека, перед которым вы чувствуете вину.

Шаг 3. А теперь на секундочку допустите такую возможность: то, что вы сказали или сделали, было именно тем, о чём вас просил этот человек. Другими словами, вы выступили максимально хорошим учителем на определенном уровне вашего взаимодействия с этим человеком.

Шаг 4. Мысленно обратитесь к себе и продолжите фразу: " Ты попросил меня научить тебя ...."( возможно, это будут похожие качества: ощущение собственной силы, доверию к себе и интуиции, опоры на себя/ других или вы помогли запустить новый этап жизни " обиженного " вами человека) добавьте при необходимости: " Я сделал то, о чем ты просил. Я сожалению, если тебе было больно". (Критерий тот же- ощущение тепла). И продолжая обращаться к себе, продолжите ещё одну фразу: " И в этой ситуации я научился...."

Шаг 5. Возможно, вы почувствуете, что оппонент благодарен вам. Если нет, не страшно. Теперь снова обратите внимание на симптом или на интенсивность переживания обиды, которые были изначально. В результате проделанной техники они должны уйти/стать менее проявленными. Отметьте этот момент. Сделайте пару глубоких вдохов и возвращайтесь обратно. Как вы ощущаете себя сейчас? Что изменилось в вашем восприятии изначальной ситуации?


Данные алгоритмы лучше всего использовать в обе стороны, так как вина и обида ходят парой.

Удачи.

 

Поделиться:

 

О терапии в жизни и о жизни в терапии.

Что делает психотерапевт? Я бы сказала, что он выступает адвокатом "теневой" части, реабилитируя ее.

Потому что злость- это правильно, плакать- это нормально, а умирать от инсульта или инфаркта- нет.

Что ещё происходит ценного в терапии? Я бы назвала это словом исЦЕЛение. Другими словами терапевт (если он хороший терапевт:)  помогает своему клиенту/пациенту стать целостным. Он как бы говорит: "Я вижу тебя. Ты есть. И я есть". Поверьте, это уже многое. Присутствие рождает присутствие.

Жду ребенка, часть 1 (о репродуктивной психосоматике и не только).

"По статистике до 5% пар ежегодно обращаются в медицинские учреждения страны, но только половина из них имеют физиологические проблемы, объясняющие бесплодие. Остальная половина либо абсолютно здорова, либо имеют психосоматические симптомы. Как выяснит причины "психологического" бесплодия и что делать?

Об этом в статье.

Полюбить себя. Неинструкция по применению.

Однажды Рам Цзы спросили о том, что он говорит детям о Боге. Рам Цзы ответил: “Я не рассказываю детям о Боге, я предпочитаю спрашивать о Боге их самих ”. Дети- лучшие эксперты в теме честности. Как ответит ребенок на вопрос: “Что ты чувствуешь к себе”? Скорее всего, это поставит в тупик, потому что ребенок изначально целостен: у него еще не сформировалась та часть, которую нужно любить, и та часть, которую нужно отвергать. Как быть взрослому человеку?

Как начать любить и относится к себе уважително? Об этом в стате.

Связаться со мной