Меню

Любые проблемы и болезни - это свернутые крылья за спиной!

Очки, разбитые стеклами внутрь (психосоматика травмы).

Маленький человек, приходя в этот мир, целостен (здесь не идёт речь о перинатальных травмах). Вглядитесь в деток с момента рождения до 2-3 лет: они смотрят на мир широко открытыми глазами с доверием, радостью и желанием исследовать всё, что окружает их. Но, по мере взросления ребенок сталкивается с социализацией: детский сад, начальная, средняя школа с их требованиями соответствия определенному поведенческому стереотипу.

На семинаре " Работа с тенью" я предлагаю описать "профиль хорошего ученика", где часто звучат такие характеристики: спокойный (но активный, когда это требуются), уважающий учителей, послушный, добрый, ...список можно продолжать. "Удобный"- одним слов.

Грусть в том, что потребность в спонтанности, самовыражении, физической активности, отстаивании своих границ (зачастую, это злость, которая не приветствуется), возможности иметь свою точку зрения и т.д. "задвигаются" куда подальше, но не исчезают, уходя в "тень", которая даёт о себе знать с помощью заболеваний, зависимостей, конфликтах, "случайной" телесной травматизации, не менее "случайной" потере денег, плохом настроении и отсутствии сил.

Такова оплата входного билета во взрослую жизнь. Другими словами, ребенок, сталкиваясь с этим "фильтром", неизбежно переживает травму.

И, конечно, таким фильтром могут являться родители, с которыми было " холодно", если "входной билет не оплачен": определенные требования не выполняются ( слушаться старших, учиться хорошо, не доставлять бытовых проблем, не играть шумно, не плакать громко, а лучше вообще не плакать и т.д).

В общем и целом, это ... нормально: все детки сталкиваются с таким моментом . В определенном смысле, такая травма помогает выжить и дает возможность социализации- "членства в сообществе под названием " Социум" ( а без него- никак, если мы не находимся на необитаемом острове).

Вспоминается фраза в одном из пабликов: "Залог психического здоровья ребенка- своевременная психотерапия.. За пару лет до его зачатия". Другими словами, вырастить маленького человека без единой травмы очень сложно ( равно, что не возможно).

Проблемы начинают возникать, когда данную модель поведения маленький человек усваивает и носит этот костюм уже постоянно, не снимая. Человек растет, окружение меняется (уже старшая школа, институт, работа, отношения, семья), а костюмчик не меняется в размерах и начинает жать. В прочем, это зачастую не осознается носителем такого костюма, но остро ощущается при потере отношений или любимой работы, появлению болезней и других кризисах.

Конечно, всё это красивые метафоры, за которыми стоит боль, отчаяние, усталость, болезни, поиск выхода и иногда невозможность его увидеть..годами, а то и более, ведь "травма- это очки, разбитые стеклами внутрь". И именно через такие стекла человек воспринимает действительность с искажением, раня себя и близких, но не подозревая о возможности использования других очков, качественных.

Есть хорошая новость: у всех нас был опыт ощущения себя настоящего (до момента травмы), и именно этот опыт может помочь в работе.

Итак, если у вас есть симптом:

Шаг 1. Поймите, как он представляется и физически ощущается ( любые характеристики, метафоры и т.д.)

Шаг 2. А теперь освободите пространство вокруг себя и начните шагать назад, где каждый шаг символизирует отрезок времени ( 1 шаг- 1 год, к примеру). Цель- попасть в тот возраст, когда симптома ещё не было. Возможно, вы сделаете множество шагов, исследуя своё прошлое, результат того стоит.

Шаг 3. Вы попали туда, в возраст, когда симптома ещё нет. Дайте себе время, чтобы "побыть" там. Что происходит в том моменте? Что вы видете вокруг себя? Есть ли кто-то рядом с вами? Что вы делаете, что чувствуете , будучи маленьким собой? Как это переживается на уровне тела и чувств? Запомните это состояние на физическом и чувственном уровне.

Шаг 4. Сохраняя это состояние, сделайте шаг назад, в возраст когда симптом уже был, изменяя состояние этого периода нынешним ощущением себя. Если вы чувствуете, что для этого нужны какие-то дополнительные ресурсы, не стесняйтесь их просить/брать в воображении или реальной жизни.

Шаг 5. Итак, шаг за шагом не теряя того состояния,вы приходите в свой нынешний возраст.
Прислушайтесь к себе: что чувствуется физически и эмоционально? Как вы воспринимаете то, что окружает вас? Что произошло с симптомом: если он есть, снизилась ли степень его проявленности сейчас? За счёт чего?
Если симптоматики уже нет, отметьте это.

Шаг 6. При желании можно взять краски, кисти или карандаши и нарисовать это состояние, к которому можно обращаться за "ресурсом" в непростых ситуациях или обычной жизни.

P.s. А ещё бывает не лишним спрашивать себя, через какие линзы воспринимается на ситуация: через линзы " травмы" или без линз-искажений..

Pp.s.Идея названия статьи и алгоритма работы с травмой взята из цикла программы повышения квалификации "Большая и малая психиатрия" под руководством Лары Писаренко.

Удачи!

 

 

Поделиться:

 

Обида как причина болезни.

В работе с психосоматическим симптомом нередко можно встретить обиду, как причину болезни.

Обида и что с ней делать?

Об этом в статье.

Психосоматика кожных заболеваний.

Кожные заболевания: нейродермит, псориаз,угревая сыпь и тд.

Что с ними делать?

Об этом в статье.

Психосоматика печали.

Могут ли быть связаны насморк и печаль? Какие заболевания могут быть связаны с неотгореванными слезами? Что делать с этим? Читайте в данной  статье.

Связаться со мной