-Я буду? Скажите, доктор?
-Давно пора,- смеется тот.- Вы сорок лет ни дня не жили.
Когда-то надо начинать.
(Автор неизвестен).
По статистике до 5% пар ежегодно обращаются в медицинские учреждения страны, но только половина из них имеют физиологические проблемы, объясняющие бесплодие. Остальная половина либо абсолютно здорова, либо имеют психосоматические симптомы. Каковы причины психологического бесплодия у женщин: 1.психосоматические заболевания
2.деструктивные чувства (вина, обида и стыд)
3. нарушение системных семейных законов: некорректное положение партнеров в системе, неотгореванные/непризнанные дети и т.д.
4. физиологическая и эмоциональная усталость/ истощенность
5. личностная “незрелость”
6. страхи в отношении родов или выращивания ребенка
7. низкая самооценка
Первые 4 пункта были описаны в статье "Жду ребенка", часть 1. olgaverbitskaya.ru/…/news/novaja-statja-zhdu-rebenka-chast-1
Итак, причинами психологического бесплодия также могут быть:
5. Личностная "незрелость". Или другими словами несоответствие паспортного возраста возрасту психологическому. Конечно, “милым дамам всегда 18, а остальное- стаж“, но если женщина внутренне ощущает себя 3-5 летним ребенком, то вопрос деторождения весьма сомнителен, ведь у детей детей не бывает (если только кукла). Так вот, здесь также интересно узнать о вторичных выгодах, которые имеются в этой ситуации: продолжите фразу вслух или про себя: “Если я признаю, что мне (реальный возраст), я потеряю…”.
Забавно, но зачастую вторичные выгоды- это некие мифы или установки, которые имеют отдаленное отношение к самой реальности. К примеру, часто встречающееся убеждение в работах, что женщина может быть красивой, привлекая внимание мужчин, только в молодом возрасте. Согласитесь, это не так, ведь зрелая красота ничем не хуже красоты молодой.
Итого: понимание вторичных выгод может способствовать усилению течения родовой энергии от старших членов системы к более младшим и гармонизации этого течения.
6. Страхи в отношении родов и выращивания ребенка. Страх- эмоция, обусловленная грозящими реальными или воображаемыми бедствиями. Я бы продолжила, что словосочетание “воображаемые события” не редко бывает главным в этом предложении, в том смысле, что пугающее событие именно воображаемое, но не реальное. Будучи испуганным, человек физически и эмоционально становится зажатым в тиски собственных представлений о текущей или грядущей ситуации, отдавая таким образом собственную эмоциональную энергию тому, кого/чего он боится, оставаясь обессиленным и обездвиженным.
В гештальт-подходе хорошо описан механизм проективной идентификации, когда, к примеру, человек, боясь гнева своего руководителя, скорее всего встретится именно с ним, и если шефа спросить, почему он себя так вел, то он не сможет найти хороших доводов, скорее всего сказав: “Что-то на меня нашло” или “Бес попутал” и т.д. “Наблюдение формирует наблюдающий”.
Как однажды описывала моя клиентка, что долгое время она боялась зачать второго ребенка, так как старший сын будет ревновать. Так все и вышло: однажды она застала сына за тем, что он пытается придушить подушкой младшего ребенка. Но, когда страх был проработан (как вы, наверное, догадываетесь, это был страх и переживания из детства моей клиентки, когда ей, маленькой девочке, очень не хватало внимания мамы, которая была вынуждена воспитывать обеих дочерей одна), то старший ребенок начал вести себя координально по-другому: стал заботится о младшем брате, помогая с уходом за ним.
Как говорил Вячеслав Гусев: “Лучше попасть под трамвай, чем под проекцию”. Цель такой работы- вернуть собственную энергию=силы, которые были потрачены на страх обратно или восполнить собственные энергетические ресурсы, помня, что именно страх и ожидание негативного разрешения ситуации именно ее и формирует.
7. Низкая самооценка. Самооценка- это набор интроектов, вербальных и невербальных посланий, взглядов и отношений к ребенку, которые не могли быть критически им оценены в силу возраста и просто приняты на веру как понимание, что “я такой/такая”. Вспоминается работа с девушкой-клиенткой, которая считала себя “толстухой” (с ее слов) при весьма модельных параметрах. Откуда такое утверждение? “Привет” балетной школе и ее преподавателям.
Или, наоборот, когда девушки, не подходящие под 90-60-90 искренне считают себя привлекательными и, что самое важное, окружающие с этим соглашаются. Откуда такая уверенность? “Спасибо” семье/ значимым взрослым, которые смогли показать и поддержать ценность женской красоты.
То есть и в том, и в другом случае самооценка- это то, что говорили значимые взрослые, но имеет ли все это отношение к реальности- огромный вопрос, ведь пресловутые 90-60-90 как минимум не физиологичные параметры для “живой” женщины, а другого формата пока нет.
Кстати, во многих эзотерических школах страх и/или низкая самооценка считаются индикатором общей истощенности или начавшейся болезни.
Как воспользоваться ресурсами собственного рода в ситуации страха появления ребенка, его воспитания, низкой самооценки и других сложностей или просто при ощущении отсутствия сил, плохого настроения и т.д.?
Предлагаю сделать упражнение.
МЕДИТАТИВНАЯ ПРАКТИКА “МОЙ РОД
Оцените ощущение жизненного тонуса, настроения и сил от 0 до 10. Какую оценку бы вы поставили сейчас? Сделайте это.
Шаг 1. Садимся поудобнее и закрываем глаза, облокотившись на спинку стула, и чувствуем, как тело соприкасается с тремя опорными точками (фокус внимания распределяется там): спина, бедра и ноги. Какие ощущения и чувства вызывают ощущения опоры? Есть ли какие-то неприятные ощущения в теле?
Шаг 2. Продолжая прислушиваться к телесным ощущениям, обратите внимание на дыхание и в течение 2-3 минут наблюдайте за ним.
Шаг 3. Представьте/увидетьте поток, который идет из центра земли, входит в стопы ног и заполняет все тело.
/С точки зрения различных методов трансперсональной психологии, таким образом, человек “заземляется”, чувствуя опору и ощущение базовой безопасности, другими словами берет энергию Земли/. Стоит понаблюдать за физическими ощущениями, которые возникают. (Обычно тело тяжелеет, приходит спокойствие в той или иной степени).
Шаг 4. Представьте родителей у себя за спиной и далее увидьте все семь энергетических потоков, исходящие от каждого из родителей и входящие в вашу спину (как это выглядит на картинке). Что с физическими ощущениями (тепло/холод, тяжесть/легкость, наполненность/пустоту и т.д), а также эмоциональным состоянием?
Шаг 5. Увидьте поток, который исходит с неба, входит в макушку и заполняет все тело.
/С точки зрения различных методов трансперсональной психологии, таким образом, человек соединяется с высшим “Я”, Душой, Богом, чувствуя легкость и также спокойствие, другими словами берет энергию Неба/.
Как вы сейчас? Оцените ощущение жизненного тонуса, настроения и сил от 0 до 10. Какая оценка сейчас? Сил стало больше или их количество осталось на прежнем уровне? Если сил стало больше, то за счет чего?
Удачи!